Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30


Версия для слабовидящих

 

Подвиг Николая Ивановича Масалова

4 мая 2021 г.

Николай Иванович Масало́в (10 декабря 1922 — 20 декабря 2001) — советский пехотинец, старший сержант, участник Великой Отечественной войны, почётный гражданин города Берлина, города Вайсенфельса и посёлка Тяжин. Его подвиг спасения немецкой девочки 30 апреля 1945 года лёг в основу сюжета известного монумента Воина-освободителя в Трептов-парке (скульптор Евгений Викторович Вучетич).

30 апреля 1945 года советские войска готовились к штурму берлинского района Тиргартен. Шли последние, самые яростные бои в Берлине. Тиргартен обороняли эсэсовцы, настоящие фанатики, не щадившие ни чужих, ни своих. Наши солдаты видели, как немецкие пулеметчики стреляют в спину гражданским, пытающимся выбраться из зоны боев.

Уроженец Кемеровской области Николай Масалов на фронт попал в 1942 году. Сражался под Сталинградом, участвовал в боях на Мамаевом кургане, чудом выжил, потом дорогами войны добрался до самого Берлина.

В последние дни боев ему доверили почетную миссию — он должен был водрузить знамя 220 стрелкового полка 79-й дивизии на одном из главных зданий поверженного Берлина. По одной из версий, речь шла непосредственно о Рейхстаге. Масалов дошел со знаменем до Ландвер-канала, от которого до имперской канцелярии оставалось около 400 метров.

На какое-то время бой стих — советские части готовились к атаке. И в этой тишине вдруг раздался детский плач и крики «Муттер, муттер». Ребенок оказался где-то на нейтральной полосе между позициями. Через несколько минут обе стороны откроют огонь, и выжить у несчастного дитя шансов не будет.

Сержант Масалов подошел к командиру: - —«Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он».

—«Не пройдешь, немцы ухлопают», — возразил офицер. Кроме того, немцы заминировали подходы к своим позициям. Но сержант настаивал: «Я знаю как».

Все бойцы и командиры следили за тем, как Масалов осторожно пробирается к мосту. Затем он скрылся из виду, и оставалось только ждать.

«Добрался я все-таки туда, откуда плач слышался. Лежит белокурая женщина. Эсэсовцы стреляли ей в спину: никого не хотели выпускать из своего логова, даже своих. Она, видно, из последних сил смогла заползти под мост, — спустя годы вспоминал Масалов. — К убитой матери припала девочка трех лет, привязанная веревкой к поясу. Только и запомнилось, что ее белое платьице в горошек. А еще она не могла уняться от плача: "Мутти, мутти!". Как взял я ее на руки — тут же умолкла...

Ответным огнем советские пулеметчики подавили активность противника, и Масалов под их прикрытием благополучно добрался до наших позиций.

Он едва успел передать девочку санитаркам, как полк перешел в атаку. Сержант вместе с боевыми товарищами устремился вперед...

После окончания боев Николай Масалов пытался найти спасенного ребенка, но это ему не удалось.

Памятник «Воин-освободитель» в Берлине был открыт 8 мая 1949 года. Образ получился собирательным, от Масалова скульптуре досталось лицо и, собственно, сюжет.

О подвиге Николая Масалова широко стало известно лишь в 1964 году, когда в «Красной звезде» был опубликован отрывок из воспоминаний маршала Василия Чуйкова, в котором военачальник подробно описал этот эпизод.

К слову, немцы не забывали о Масалове и после того, как распался СССР, а ГДР влилась в состав ФРГ. Для них он навсегда остался примером мужества, героизма и человечности советского солдата.

В 1964 году после публикации статьи маршала Чуйкова советские и немецкие журналисты попытались найти ту самую девочку, спасенную Масаловым. Но эта задача так и осталась неразрешимой.

Нет, не потому, что никто не откликнулся. Напротив, десятки немецких женщин писали, что именно их сержант Николай Масалов вынес из-под огня.

Проверка показывала, что женщины не фантазируют и события действительно имели место. Вот только спасителем в каждом случае оказывался не Масалов, а другой советский боец.

Всего откликнулись 198 немок, которые были спасены во время боев весной 1945 года. Некоторые из них не просто писали, а даже приезжали к Масалову, благодаря за спасение. У ветерана уже не было сил спорить и убеждать, что спасителем был кто-то другой.

Сам Николай Масалов не раз говорил: «Многие спасали... На моем месте это сделал бы каждый». Не каждый, конечно, решался на такое. Но сотни советских солдат, видевших горе и разорение, принесенные фашистами на советскую землю, в последние дни войны рисковали своими жизнями ради спасения немецких детей.

Наверх