Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30


Версия для слабовидящих

 

Машинист по имени Лидия.....

25 января 2022 г.

В период с 21 по 23 января 2022 года в нашем городе совершил остановку "Поезд Победы" - это передвижная иммерсивная панорама, посвящённая четырём годам Великой Отечественной войны и 75-летию Победы. Над созданием которого трудились специалисты из команды "Невский баталист" и медиагруппы "Красный квадрат", по инициативе ОАО "РЖД".

Все экспозиции в вагонах объединены в единую сюжетную линию от весны 1941 года до мая 1945 года. Трагедия, которую пережила страна и наш народ, раскрывается через рассказ о своём боевом пути машиниста поезда Лидии. Её роль озвучила актриса Екатерина Гусева.

Прототипом Лидии стала старший машинист паровозной колонны Елена Чухнюк. Во время войны она водила составы с боеприпасами и оружием к линии фронта. В 1948 году о её судьбе был снят фильм "Путь славы".

Елена Чухнюк родилась 12 марта 1917 года в селе Дьяковка Винницкого уезда, Подольской губернии, Российская империя в крестьянской семье.

В 1938 году поступила на курсы помощников машиниста паровоза (паровозного машиниста) при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги, по окончании которых работала в депо Гомель помощником машиниста паровоза, затем — машинистом паровоза. Водила большегрузные поезда на Оршу, Могилёв, Чернигов. В 1941 году ей присвоено звание «Почётный железнодорожник».

В период Великой Отечественной войны водила воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта — под Ельцом, Сталинградом, Курском, на Днепре. С 1942 года — старший машинист паровозной колонны № 4 особого резерва НКПС СССР (на станции Москва-Киевская), возглавляла комплексную бригаду паровоза «Эм723-88», имея в подчинении две бригады. В 1942 году, ведя состав с военной техникой на Сталинградский фронт, на станции Петров Вал при налёте вражеских бомбардировщиков была ранена.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени» удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (№ 92).

Зимой 1943—1944 годов на Северо-Печорской железной дороге водила поезда с углём; в условиях сильных морозов организовала скоростное движение угольных маршрутов, сократив время доставки груза в три раза. Затем обеспечивала Курское направление (Брянск — Унеча — Сухиничи), участки Юго-Западной и Львовской железных дорог (Киев — Казатин — Жмеринка — Гусятин — Львов — Тернополь — Перемышль).

После войны окончила Московский электромеханический институт инженеров транспорта, работала в Министерстве путей сообщения СССР. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946—1950; член Совета Союза от Гомельской области).

С 1981 года — на пенсии. Состояла в Центральном совете ветеранов железнодорожного транспорта. Проживала в Москве. Умерла 10 мая 2014 года на 98-м году жизни. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище[

Наверх