24 апреля 1905 года родился Иван Андреевич Флёров — капитан Красной Армии, командир первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 14 июля 1941 года батарея Флёрова впервые применила под Оршей новое оружие — БМ-13, знаменитую «катюшу».
Судьба Ивана Флёрова сложилась так же, как у многих тысяч пареньков, чьё взросление пришлось на гражданскую войну и период сразу после неё. Сын мелкого служащего, родившийся в липецком селе Двуречки, окончил школу, стал слесарем. Потом «фабзавуч» — фабрично-заводское обучение. С 1927 года — срочная служба, там попал в артиллерию. В 1933 году Флёров был призван на переподготовку офицеров запаса, после чего решил связать свою судьбу с армией. «Лодырем я никогда не был и не буду, пока есть силы, несмотря ни на какие обстоятельства», — писал он своему брату. Слово сдержал: через шесть лет он стал слушателем артиллерийской академии. В «зимнюю войну» с Финляндией Флёров командовал батареей 94-го гаубичного артполка, по итогам боёв награжден орденом Красной Звезды. Потом вернулся в академию, но уже с первых дней Великой Отечественной войны получил особое задание. Заданием стало командование особо секретной отдельной батареей реактивных установок БМ-13. Установки надлежало обкатать в бою (а обстановка на фронтах была сложная), но при этом ни в коем случае не дать им попасть в руки противника. Каждая машина несла заряд взрывчатки и устройства для самоподрыва. В ночь на 3 июля батарея капитана Флёрова выехала из Москвы и двинулась по Минскому шоссе на Западный фронт, где вошла в состав артиллерии 20 армии. И через 12 дней, 14 июля, «катюша» вышла на берег крутой: закатив машины на пригорок, в 15.15 Иван Флеров дал первый боевой залп БМ-13, накрыв железнодорожный узел под Оршей, забитый составами с боеприпасами и горючим. В тот же день батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами. Под удар попала 17-я танковая дивизия вермахта, которая была настолько деморализована, что в течение 3-х дней не могла принимать участие в боевых действиях. 15 июля тремя залпами батарея помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г. Рудню. В дальнейшем батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении. 2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении. Она прошла по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы прорваться к своим. 7 октября 1941 года батарея была захвачена врасплох вражеской мотопехотой и танками и приняла последний бой прямо с колес, на лесной просеке около смоленской деревни Богатыри. Батарея отработала по танкам прямой наводкой, но силы были совершенно неравны.
«7 октября 1941 год. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь — 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте, товарищи», — гласит последняя запись Флёрова. Долгое время о судьбе капитана Флёрова ничего не было известно, он числился «пропавшим без вести». Однако постепенно информация о бое у деревушки Богатыри была восстановлена, стало понятно, что никто из бойцов секретной батареи не попал в плен: все либо погибли, либо смогли уйти к своим. 4 октября 1995 года поисковый отряд «Долг» обнаружил останки семи похороненных бойцов флёровской батареи, и среди них — тело капитана советской армии, опознанное по характерным «шпалам» в остатках петлиц. 6 октября 1995 года флёровцев перезахоронили в Богатырях, у дороги на Юхнов.
- Главная
-
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Колледж
- Абитуриенту
- Студенту
- Безопасность
- Автошкола
- СПО-успех
- Контакты
- Культурный дневник студента
- МЦПК в области железнодорожного, сельскохозяйственного и бытового обслуживания населения
- Интернет-приёмная