Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30


Версия для слабовидящих

 

Легенда 9. Аргамача.

7 мая 2022 г.

Название слободы Аргамача городская легенда связывает со всадником, гарцевавшем на норовистом аргамаке и сорвавшемся с обрыва скалы крутого берега реки Сосны.
Аргамак – от тюркского слова «конь». «По преданию о горе, называемой и поныне Аргамачьею, будто бы тогда в древности по случаю в честь битвы, бывший там один из татарских начальников в виду русского войска, разъезжая перед толпами всадников, стремительно бросился на русских защитников и был занесен конем своим, по-татарски называемом «аргамаком», к самому скату горы каменных печур и с крутизны ее низвергнулся по скалам к реке, причем всадник и конь пали мертвыми. На оной же горе был сделан какой-то земляной окоп, или становищное место, от стоявших в древности неприятелей, куда жители в праздничные дни ходили гулять и смотреть оный, но в наше время все оное совершенно уничтожено», - писал первый историк Ельца Иван Уклеин.
Елецким преданием это событие связывается с нашествием Тамерлана в 1395 году.

По другой версии с высокого берега в реку сорвался русский всадник.
Известный елецкий краевед И.С.Кожухов упоминает оба варианта легенды.
«Точных сведений относительно местоположения Ельца в период появления в летописи нет, а существует предание, что Елец раньше занимал место Аргамаченской слободы, которая получила свое название от того, что елецкий князь, спасавшийся от настигавших его татар, бросился на чудном белом коне с обрыва и разбился вместе с ним, а татары видевшие такой поступок князя закричали: «Аргамак!», «Аргамак!». Другое предание говорит, что выезжал татарский богатырь из стана Тамерланова и вызывал на поединок русских , но в это время конь оступился и полетел вместе с всадником с печур».
Василий Федорович Зуев – известный русский естествоиспытатель, академик Петербургской Академии Наук, в 1787 году опубликовал «Путешественныя записки Василья Зуева от С.Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году». В них зафиксирована еще одна версия легенды, где к легенде о всаднике на аргамаке добавлена и легенда о «древнем месте» города Ельца на Аргамачьей горе.
«О начале сего города ничего сказать нельзя, так как только, что он был и прежде четырнадцатого столетия: ибо в сие время был и велик и многолюден, претерпел он великое разорение от татарского хана Темераксака. После в смутныя России времена подвержен был тому же жребию, как и многие другие здешняго края города. В то время был он укреплен земляным валом, обходящим город вокруг и кончавшимся к реке Сосне. Но жители сказывают, что сей вал, коего ныне следы несколько видны, не есть его то древнее место, на котором он стоял прежде, но оное должно искать на другой стороне… Аргамачей, которая будто бы и прозвана от того, что один Елецкий князь, бежав на своем аргамаке под гору от неприятеля упал с лошади и разшибся».
Ридингер, собирая исторические сведения о Ельце, записал два похожих варианта. Первый – рассказ старика: «На Аргамачей горе был еще в недавнее время виден окоп, он назывался становище, и туда я еще ребенком хаживал гулять с толпою ребятишек и девиц». Второй – рассказ старушки-ельчанки: «На горе Аргамачей был сделан из земляных валов со рвами какой-то стан; его называли Вавилоном-городом, потому что он имел извилистый план, что по старинному наречию называлось вавилонами».
Аргамачья слобода, Аргамачья гора, Аргамача, Грамача – так и сегодня называют ельчане это легендарное место.
Продолжение следует…

Наверх