На углу улиц Коммунаров и Горького, на месте современного здания гостиницы «Елец», стоял длинный деревянный дом, выкрашенный зеленой краской, со множеством окон. И все горожане знали, что дом этот старинный был когда-то постоялым двором, а главное – в нем останавливался Пушкин.
Рядом по улице Горького – детская библиотека имени А.С.Пушкина. Есть у нас в городе и улица Пушкина, и сквер Пушкина, и памятник Пушкину. Но постоялого двора уже нет. А какой бы мог получиться историко-этнографический музей! Города, с которыми Пушкин никогда и рядом не был, ищут любые косвенные связи с именем поэта. У нас – Пушкин был, оставил имя города в художественной литературе, в дневниковых записях… Прекрасная легенда: Елец – глазами Пушкина. Можно водить по этому маршруту туристов, можно снимать фильмы, рисовать картины. Но главное – беречь!
«До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской. Мне случалось в сутки проехать не более пятидесяти верст», - пишет А.С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум». Май 1829 года выдался дождливым: грозы, ливни, распутица. Пушкин выехал из Москвы в ночь первого мая, два дня (третьего и четвертого мая) провел в Орле у генерала Ермолова, пятого мая выехал из Орла и к вечеру был в Ельце. Ужасное состояние дорог и погоды до Ельца совпадали, по всей видимости, и с ужасным душевным состоянием поэта. Во -первых, царь запретил ему покидать Петербург без своего на то соизволения. Пушкин запрет нарушил и девятого марта 1829 года буквально сбежал из столицы. Сбежал от строгого и недоброжелательного надзора Бенкендорфа, от тягостной опеки Николая I; по решению Государственного совета за Пушкиным был учрежден и секретный надзор. Во-вторых, с другой стороны, по городу распространился слух о том, что Пушкин шпион, шпионит за друзьями и получает за это деньги. Он уехал в Москву. Там, первого мая, Александр Сергеевич делает первое предложение Наталье Николаевне Гончаровой и получает от ее матери, по сути, отказ. Мать ссылалась на юный возраст дочери (ей было только 16 лет). В тот же вечер Пушкин уезжает на Кавказ в действующую армию.
И вот – Елец. Пятое – шестое мая 1829 года. Небо разъяснилось, все вокруг заиграло весенними яркими красками. Рассеялись тучи и в душе поэта. Обе столицы уже были далеко. А, как известно, первую половину пути путешественник думает о том, что оставил, а вторую – о том, что ждет его впереди. «Наконец увидел я воронежские степи и свободно покатился по зеленой равнине». А впереди поэта ждали Болдинская осень, женитьба на прекрасной юной девушке, всемирная слава и бессмертие.
Вот такую замечательную роль сыграл Елец в жизни поэта. Мы не знаем, гулял ли Пушкин по городу или проехал его улицы, не опустив верха коляски. Но город его видел, и есть немые свидетели. А. В. Новосельцев в статье «Елецкий маршрут», проведя подробные исследования архивных документов, изучив план города 1827 года и план-съемку Ельца того времени, приводит список зданий, которые мог видеть Александр Сергеевич 6 мая 1829 года и которые сохранились до наших дней.
Церкви: Преображенская, Введенская, Успенская, Казанская кладбищенская, Архангельская, Рождество-Богородичная в Аргамачьей слободе.
Жилые дома: ул. Маяковского, 8; ул. Маяковского, 9; Детский переулок, 1; ул. Мира, 94; ул. Советская, 74; ул. Советская, 86; ул. Советская, 99; ул. Мира, 129; ул. Мира, 131; ул. Коммунаров, 1; ул. Коммунаров, 2.
«…есть в России и такой памятник Пушкину, который не надо отливать из бронзы», - пишет Новосельцев. Это наш город.
Согласно преданию, Пушкин на обратном пути с Кавказа мог посетить имение Стаховичей Пальна-Михайловка. В Москве он снова собирался просить руки Натальи Николаевны Гончаровой, а Стаховичи состояли с ней в родстве. Знаменитый Петр Дорошенко – гетман Правобережной Украины был прапрадедом Натальи Николаевны, он же был одним из предков семьи Стаховичей. Впоследствии в Пальне-Михайловке, в прекрасном тенистом саду с вековыми деревьями и белыми статуями античных богинь, Стаховичами был поставлен памятник великому поэту.
Продолжение следует….