Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30


Версия для слабовидящих

 

Самый юный летчик Великой Отечественной войны

23 июня 2022 г.

Аркадий Николаевич Каманин прожил короткую, но очень яркую жизнь. Свой первый полет на знаменитом многоцелевом биплане У-2 он совершил уже в июле 1943 года, когда ему было всего 14 лет. В составе 423-й отдельной авиационной эскадрильи связи он воевал на Калининском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Уже в 15 лет он получил свой первый орден, а в 18-летнем возрасте, пережив войну, умер от менингита. Аркадий Каманин был сыном известного советского летчика и военачальника Николая Петровича Каманина, дослужившегося до звания генерал-полковника авиации. Отец Аркадия, помимо всего прочего, был одним из первых Героев Советского Союза, награжденный за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев.

Аркадий Каманин родился 2 ноября 1928 года на Дальнем Востоке, где в тот момент служил его отец. Уже тогда, меняя место жительство: Спасское, Уссурийск, Воздвиженка, совсем юный Аркадий бывал на аэродромах, общался с летчиками. Сменив несколько мест жительства, что было связано с переменой мест службы Николая Петровича Каманина, Аркадий вместе с родителями оказался в Москве. Это было связано с тем, что осенью 1934 года Николай Каманин поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Уже в достаточно юном возрасте Аркадий проявлял немалый интерес к службе отца и ко всему, что имело хоть какое-то отношение к авиации и авиационной промышленности, он с детства тянулся к самолетам и летному делу, занимался в авиамодельном кружке. Во время летних каникул в Москве он проводил время не на речке, не за игрой в футбол, не на подмосковных дачах, он буквально пропадал на военном аэродроме, где постигал нюансы и тонкости профессии авиационного механика. Работа на аэродроме помогла ему перед самой войной в 1941 году устроиться механиком на московский авиационный завод, где он проработал несколько месяцев. При этом круг интересов юноши не ограничивался одной лишь авиацией, мальчик любил заниматься спортом, старался много читать, он даже играл на музыкальных инструментах, среди которых были баян и аккордеон. Литература и музыка увлекали его не менее страстно, чем небо, ребенок рос всесторонне развитым, родители могли им гордиться уже тогда.

В 1941-1942 годах Аркадий Каманин жил в Ташкенте, куда перед самым началом Великой Отечественной войны перевели служить его отца. К моменту переезда в Ташкент Аркадий закончил только 6-й класс. Уже после начала войны, в Ташкент из столицы был эвакуирован авиационный завод. После занятий в школе Аркадий сразу же бежал в авимастерские, куда с фронта на ремонт прибывали подбитые и поврежденные самолеты. В мае 1942 года Николаю Каманину наконец-то разрешили отправиться на фронт. Перед отъездом он серьезно поговорил со своим сыном, позволив Аркадию работать в авиаремонтных мастерских в летнее время по 6 часов в день, а во время учебы – по 2-3 часа. На деле же, как позднее узнал Николай Петрович, его сын пропадал в мастерских по 10-12 часов в сутки, заскакивая в школу только на два урока. А уже в январе 1943 года он и вовсе бросил учебу, написав отцу о том, что доучиваться будет уже после войны.

Аркадий начал летать на двухместном самолете связи У-2 сначала в роли штурмана-наблюдателя и бортмеханика. К тому моменту он уже досконально знал устройство данного самолета. Биплан У-2 изначально проектировался как учебный, поэтому имел двойное управление в обеих кабинах. Сначала младший Каманин просил после взлета у летчиков разрешения самому пилотировать самолет, они разрешали. Так он понемногу получал настоящую летную практику. А уже в июле 1943 года был выпущен в свой первый «официальный» самостоятельный полет на самолете У-2. После этого в возрасте 14 лет Аркадий Каманин был назначен на должность летчика 423-й Отдельной эскадрильи связи, став самым юным пилотом Великой Отечественной войны. Этому предшествовали два месяца программы тренировочных полетов. А также сдача экзаменов по технике пилотирования, теории полетов, материальной части, аэронавигации. Принимал экзамены и проверял сына в полетах лично Николай Петрович Каманин.

То, что Аркадий был рожден для того чтобы летать, подтверждал и случай, произошедший с ним еще во время его полетов штурманом и бортмехаником. Во время выполнения одного из полетов шальная пуля угодила в козырек кабины пилота, осколки серьезно посекли летчику лицо, кровь мешала ему ориентироваться в пространстве. Чувствуя, что может потерять сознание, он передал управление Аркадию, переключив на него рацию. В итоге парень привел самолет к аэродрому и доложил обстановку. С земли в небо поднялся командир эскадрильи, который давал Аркадию по рации указания, в результате тот смог самостоятельно посадить самолет, все остались живы.

В первое время новоиспеченный пилот летал на многоцелевом биплане У-2 (По-2) между аэродромами корпуса, а также в штаб воздушной армии и штаб фронта. После того как мастерски на виражах ему удалось уйти от преследовавшего его «мессершмитта», Аркадий начал летать к штабам наземных армий, а также на передовой командный пункт авиакорпуса. В некоторые дни он проводил в небе по 5-6 часов. На его самолете была изображена стрела, которая напоминала молнию. Пилоты эскадрильи связи ласково называли юного пилота – «Летунок».

Однажды, возвращаясь на аэродром с задания, он увидел подбитый немцами штурмовик Ил-2, который находился на нейтральной полосе. Фонарь кабины штурмовика был закрыт. Аркадий предположил, что летчик ранен и не смог выбраться из самолета, он принял решение посадить свой биплан рядом с ним. Под минометным обстрелом противника он сумел посадить самолет рядом с поврежденной машиной и перетащил потерявшего сознание пилота в свой самолет. Помимо этого паренек забрал из Ил-2 фототехнику пилота вместе с отснятым материалом. Подняться в воздух ему помогли наши штурмовики и артиллеристы, которые обеспечивали поддержку, открыв огонь по противнику, отвлекая внимание немцев от взлетающего с «нейтралки» биплана. В результате Аркадий доставил раненого летчика в госпиталь, им оказался лейтенант Бердников, который вылетал к линии фронта с разведывательным заданием по фотосъемке. За спасение летчика Аркадий Каманин был награжден орденом Красной Звезды, на тот момент пареньку было всего 15 лет.

«Летунок» отличался настоящим бесстрашием. Однажды, возвращаясь с задания, он увидел на земле на опушке леса подбитый танк Т-34 – танкисты на земле колдовали над растянутой гусеницей. Приземлившись рядом с ними, Аркадий Каманин поинтересовался, нужна ли танкистам помощь. Выяснилось, что у танка были перебиты два трака, запасные звенья у танкистов были, но подходящих болтов для соединения не было. В результате летчик слетал за недостающими болтами и сбросил их танкистам с воздуха вместе с мазью от ожогов.

Второй орден Красной Звезды Аркадий получил в 1944 году, когда на штаб фронта напали бандеровцы. Взлетев под обстрелом противника, юный летчик с воздуха забросал нападавших ручными гранатами, а также вызвал подкрепление. Атака на штаб фронта была отбита, за этот подвиг, воевавший тогда на 2-м Украинском фронте Аркадий Каманин, был награжден вторым орденом Красной Звезды.

Со временем «летунок» все чаще совершал полеты над неизвестной местностью, в том числе летал в глубокий тыл противника. Так весной 1945 года он сумел успешно доставить элементы электропитания для рации и секретные документы членам отряда партизан, которые действовали в глубоком немецком тылу и скрывались в горной местности в районе чешского города Брно. За этот вылет Аркадий был представлен к ордену Красного Знамени. К концу апреля 1945 года он выполнил более 650 вылетов на связь с частями авиакорпуса и с выносным пунктом управления, налетав в общей сложности 283 часа. За все это время он не имел ни одного летного происшествия и ни одного случая потери ориентировки. Помимо двух орденов Красной Звезды и ордена Красного Знамени он был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Наверх