Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30


Версия для слабовидящих

 

Легенда 15. Качели и танки…..

2 июля 2022 г.

Другая забава ельчан, известная нам документально, — качели. Качели также служили предметом негодования со стороны Тихона Задонского, пытавшегося запретить их употребление в Ельце, но ельчане очень любили это развлечение.
В старом Ельце качели были самых разнообразных форм и видов. Качели могли подбрасывать вверх или поднимать, переворачиваться. Были круглые перекидные качели на перекладине, на которую, как на вращающуюся ось, насаживались деревянные крестовины с подвешенными к ним кабинами, в которые усаживались люди, желающие покататься. Были и специальные качельщики, которые приводили ось в движение, кабинки взмывали ввысь, а потом опускались вниз. Работа качельщиков оплачивалась, но работали они в праздники и в ярмарочные дни.
Качели существовали еще в глубокой древности. У некоторых народов ритуальное качание на них символизировало общение с богами «верхнего мира» и являлось ритуальным действием в честь Солнца. Часто древние качели имели форму лодки.
Качели были очень популярны, невозможно представить себе ни одной ярмарки, ни одного праздника в Ельце XVIII века без качелей.
Стоит отметить, что важным местом проведения досуга в Ельце оставался кабак. Их число в городе росло очень быстро, поскольку государство видело в нем прямой источник дохода. Кабак мало изменился с виду, он остался тем же деревянным зданием. Посетителями кабака являлись, в основном, крестьяне, ремесленники и мещане.
До нашего времени дошёл интересный документ, который входил в число бумаг, посылаемых елецкими чиновниками в Орёл. Документ датируется 1848 годом и связан с описанием нравственности ельчан. Его автор — смотритель Елецких училищ Василий Юшков. Чиновник, составлявший доклад, отметил, что ельчане не очень любили ходить в гости, а общаются, встретившись на улице. Таким образом, важные дела, а также обычное общение происходило во время прогулок по улицам города.
Зато в случае важного события в семье, например, свадьбы, начиналось самое «широкое разгулье», которое заключалось в многодневных пирах. Многие из пиров, отмечает чиновник, сильно вредили здоровью горожан, но ельчан это нисколько не останавливало.
Среди развлечений ельчан Юшков отметил старый обычай. 14 мая, когда церковь празднует день Сошествия Святого духа, и два дня после него, ельчане собирались на берегу реки Сосны. При этом девушки водили хороводы «в безобразных уборах» и пели песни. Эти празднования назывались «водить танки» (отсюда слово — «танцевать»). Танки (ударение на последний звук — прим.) — старое название хоровода и связанных с ним веселий. Начинался такой хоровод так: две-три девушки становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним присоединялись постепенно другие молодые женщины и девушки. Затем, постепенно, подходили молодые мужчины и парни с гармониками. Главные участники таких хороводов — молодые девушки, они начинали ходить в хоровод с 12-13 лет. В иных местах ходить в хоровод начинали в более раннем возрасте, но полноправными участницами его девушки считались только с 16 лет. В семьях, где росло две или больше сестёр, при решении о вступлении в хоровод исходили из представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж. Для этого на младшую дочь накладывалось много ограничений, кроме запрета на участие в хороводе. Старшая сестра постоянно одевалась в лучшие наряды, а младшая носила её обноски. Это определялось далеко не всегда материальными причинами, семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в тени до выхода замуж старшей. Когда приезжали сваты, младшую дочь высылали вон, чтобы они её не увидели. Если же сёстры бывали в хороводе вместе, то младшая (или младшие) не должна была разговаривать с парнями, играть или шутить с ними. Девушки на выданье стремились вести себя в обществе старших скромнее, а в хороводе — веселее, но так, чтобы это не выходило за пределы местных представлений о приличиях. А местные различия в этих представлениях были довольно велики. Например, в селе Архангельском в Елецком уезде считалось оскорблением, если парень поцелует девицу; такую «поцелованную» никто не возьмет замуж. Было принято, чтобы девушка не выказывала открыто предпочтения ни одному парню — иначе на неё падет подозрение в утрате целомудрия.
Участвовать в хороводах могли почти все молодые женщины. Но их выход в хоровод в очень большой степени зависел от отношения к этому в их семье, от мнения мужа, свёкра, свекрови. Некоторые девушки ходили в хороводы вместе с мужьями. Парни также принимались в хоровод с 14-16 лет. Подростки (как мальчики, так и девочки) допускались в хоровод, но к вечеру должны были уходить, хотя иногда они оставались зрителями.
Такими были развлечения ельчан XVIII века. Конечно, здесь описаны далеко не все увеселения жителей старого Ельца, ведь на Троицу, на Рождество, на Пасху, и в другие большие праздники ельчане веселились различными способами, превратившимися в обычай. Конечно, эти увеселения были характерны не только для XVIII века и, конечно, не только для Елецкого края, и о них читатель может найти сведения в этнографической литературе.
Продолжение следует…

Наверх