Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30


Версия для слабовидящих

 

Легенда 16. Городские дурочки.

9 июля 2022 г.

Все население Ельца и елецкой округи почитало так называемых «дурочек» и «дурачков», которым приписывали способность предвидеть и предсказывать. Эта давняя традиция имеет глубокие корни в истории человечества. На Руси издавна почитались блаженные, юродивые, люди «не от мира сего». История Ельца, воплощенная в художественной прозе, публицистике, в памяти горожан, сохранила некоторые примеры этого своеобразного явления народной жизни. 1885 год.
Журналист В.И. Немирович-Данченко в очерке «Елец. Из записной книжки скучающего туриста» запечатлел яркие колоритные картины елецкой жизни. В рассказе о чудачествах помещика Танеева есть и история, связанная с городскими дурачками.
«Были в Ельце два дурака: Гурий Купидонович и девка Савраска. Их, по приказанию Танеева, поймали на улице в Ельце и, несмотря на визг, повезли связанными к Танееву. В деревне их уже ждали, Танеев приказал к потолку залы подвесить клетки
- Птиц привезли?
- Привезли.
Визжат птицы во всю.
- Ну-ка, в клетки!
Дураков Гурия Купидоныча и девку Савраску подвесили к потолку и так провисели они с неделю. Потом надоело Танееву, и их выпустили, именно тогда, когда они вошли во вкус этого дела, а девка Савраска, пользуясь необычайностью положения, даже стала пророчествовать».
Когда помещик Танеев разорился, то сам стал чем-то вроде елецкого дурачка. «Ходил оборванный и грязный по улицам Ельца. Пьяный всегда. Бывало, подойдет: «Я Танеев, дайте пятачок»…»
В романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» тоже есть упоминание о елецкой дурочке. «Помню, как иногда по целым неделям несло непроглядными, азиатскими метелями, в которых чуть маячили городские колокольни. Помню крещенские морозы, наводившие мысль на глубокую древнюю Русь, на те стужи, от которых «земля на сажень трескалась»… В такие морозы замерзла однажды на паперти собора нищая дурочка Дуня, полвека шатавшаяся по городу, и город, всегда с величайшей беспощадностью над ней издевавшийся, вдруг закатил ей чуть не царские похороны…» .
50-е годы XX века – начало XXI века.
Более полувека жила в Ельце всем известная Параша (Прасковья Ивановна Выставкина). Родилась Параша примерно в первое десятилетие XX века в деревне Грунин Воргол Становлянского района в очень большой и бедной крестьянской семье. Родители у нее рано умерли, жила она в семье старшего брата, где, по рассказам, ее обижали, и она уже девочкой уходила из семьи, скиталась по окрестным деревням, побиралась. Постепенно она превратилась в деревенскую дурочку, имея характер вздорный, реакции неадекватные, работать не хотела, со всеми ссорилась. Но уже тогда, в деревне, окружающие воспринимали все это несоответствие норме не как ее собственное поведение, не как душевную болезнь, но как «от Бога дано». Многие ее привечали, в окрестных селах звали ее Параша Грунина, по месту рождения.
В Ельце она появилась в пятидесятых годах и более пятидесяти лет оставалась заметным явлением в городе – городская дурочка. Все знали Парашу. Сначала ее часто принимали на ночлег бывшие деревенские жители, переселившиеся в город.
Параша побиралась у Вознесенского собора, у Казанскойкладбищенской церкви, но могла сидеть везде, где ей вздумается, и просить, а чаще требовать, милостыню. Ходила всегда в грязной оборванной одежде, надето на нее было всего много, в несколько слоев. За спиной мешки с тряпьем, кастрюли, еда. Рассказывали также, что иногда в своих мешках она носила камни. Мылась она под колонкой ледяной водой зиму и лето, но ходила и в городскую баню, где все женщины ей угождали, мыли ноги, голову, что ни скажет – все выполняли. Еду варила в поле, на кладбище, на улице - прямо на костре, одной палочкой и угли в костре мешает и похлебку в кастрюле.
Ругала всех подряд нехорошими словами, в семьях, куда ее пускали жить, могла бить стекла окон, посуду, обвиняла, что ее обворовали, деньги украли, туфли новые своровали и т.п. И все же многие жители города пускали ее на ночлег, искали для нее пристанище, в некоторых семьях она жила подолгу. Часто жила Параша у о. Павла (Поваляева). Именно он сказал о Параше: «Это наше самобытное явление. Надо помогать». Хотя выдерживать ее подолгу было очень трудно.
Сама Параша о себе говорила: «Я иду, а мне Боженька подсказывает: «Иди туда-то, там тебе место». Параша ходила в церковь на службу, причащалась, знала много молитв.
Вот рассказ очевидца: скоро начнется служба в Казанской церкви, прихожане собираются, ждут в тишине, переговариваются шепотом. Параша нетерпеливо заглядывает в двери алтаря и громко кричит: «Батюшка! Ты там заснул что ли?!».
Батюшка выходит. Она ему назидательно: «Работать надо!». Служба начинается.
Есть много рассказов о том, что Параша предчувствовала события, в иносказательной форме могла их предсказывать. Одна женщина (А.В.Алисова) хотела взять ее зимой к себе пожить. Посоветовалась с сыном: «Возьмем Парашу, ненадолго, хотя бы на неделю». Сын сказал: «Ну, да бери, я не против». Повстречала на улице Парашу, еще ни о чем не сказала, а та ей: «Сын-то не против, чтобы я у вас пожила. Ну, поживу недолго, неделю всего и поживу».
Однажды встретила на улице женщину и начала рвать на себе волосы, кричать: «Пострадал! Невинно пострадал!». Кричала так долго. А вскоре сын этой женщины серьезно пострадал от хулиганов, попал в реанимацию и его еле спасли.
В конце 90-х Парашу определили в интернат для престарелых инвалидов, но держать ее там оказалось невозможно: она устраивала ссоры, драки, постоянно кричала и со всеми ругалась. Было решено перевести ее в психиатрическое отделение. Но «верующие» выкрали Парашу из интерната под предлогом взять к кому-то домой искупать.
Умерла Параша в начале уже XXI века в семье, которая жила у Вознесенского собора. По утверждениям людей, знавших Парашу, было ей в то время уже более ста лет.
Такое явление городской жизни, как городские «дурочки и дурачки» продолжает жить и сегодня.

Елец, январь 2022 года.
Стоянка такси в центре города у «Дома торговли». Таксисты в ожидании пассажиров вышли из машин, стоят небольшими группами, разговаривают, обсуждают новости города, страны и мира. Мимо проходит человек, которого они все знают, он часто ходит по городу, его можно встретить во всех районах, но чаще всего у Вознесенского собора, он там просит милостыню, «побирается». Один из таксистов говорит: «Здорово, Сережка, денежку дать?». «Не надо», - тихо отказывается тот и задумчиво идет дальше.
Продолжение следует…

Наверх