Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30


Версия для слабовидящих

 

Легенда 17. ЗАГАДКА ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА.

16 июля 2022 г.

«Сей плат шила дьяконова дочь Александра Иванова 1801 год».
Такую надпись сделала Александра Ивановна на кружеве, которым отделала полотенце. Кружево было белым льняным, выполнено «полотнянкой» и «сеткой», с золотой шелковой сканью по контурам фигур. А фигуры были следующие: в центре – цветочный куст, по бокам его симметрично – птица и олень. Именно это кружево на полотенце Александры Ивановны, дьяконовой дочери, и считается самым ранним, точно датированным образцом елецкого кружева.
О елецком происхождении говорит изображение оленя и наличие «сетки». Подобной формы кусты не встречаются в кружеве других местностей, фигура оленя в кружевном орнаменте вообще появляется очень редко, а, как известно, изображение оленя входит в герб Ельца.
В некоторых источниках эта дата называется датой рождения елецкого кружева, что, безусловно, неверно. Чтобы научится такому высокому искусству, требуется не одно поколение, когда от матери к дочери, от бабушки внучке передавались все тонкости и секреты плетения елецкого кружева, а главное – любовь к этому непростому, кропотливому труду.
Старинные елецкие кружева отличались необычайной тонкостью и тщательностью отделки, высоким художественным качеством и особой техникой.
Кружево из золотых и серебряных ниток было привозным, им украшали дорогие парадные одежды, в XVII веке такие кружева стали плести и на Руси. Но с незапамятных времен в народе плели кружева из льняных ниток, часто с добавлением цветных. Считается, что традиция кружевоплетения пришла к нам из Западной Европы, но вопрос о времени возникновения русского кружева до сих пор остается открытым.
Когда же кружево появилось в Ельце? Одни исследователи говорят о восемнадцатом столетии, другие доказывают, что «искусство елецкого коклюшечного кружевоплетения имеет глубокие корни, оно также древне, как древен и сам Елец, в который оно попало вместе с черниговцами, его основавшими как городкрепость на землях вятичей» .
Вне сомнения, промысел был городского происхождения, сначала он появился в самом Ельце и пригородных слободах, а оттуда распространился на весь уезд. В городе плетением занимались в купеческих и мещанских семьях, сначала кружево плели для собственных нужд. В других регионах кружевоплетение возникало в помещичьих усадьбах, куда приглашались для обучения крестьянок опытные мастерицы, иногда даже из Европы. В Елецком же уезде больших помещичьих усадеб было немного, уезд населяли, в основном, государственные крестьяне и однодворцы, и все женское население уезда занималось плетением кружев, передавая из поколения в поколение особую технику плетения, традиционные узоры, детали отделки, своеобразие фонов и сквозных элементов.
Елецкое кружево имеет свой неповторимый облик, отличающий его от кружев Вологды и Рязани, Торжка и Белозерска, Белева и Скопина, Серпухова и Балахны. Елецкие кружева более разнообразны по композиции и мотивам. В них нередко вводятся узоры растительного орнамента, отличающиеся большим изяществом и легкостью. И что самое главное, многие кружева имеют явно образное начало. В елецком кружеве имеются узоры, типичные только для нашей местности: «гречишка», «жемчужка», «паучки», «жучки», «мушки», «вороний глаз», «павлинка», «реченка», «травчатый рубчик» и другие.
По изысканности и тонкости елецкие кружева всегда можно выделить в ряду других образцов великолепных кружев России.
Пик развития кружевоплетения в Ельце приходится на вторую половину XIX века.
Кружевницы Ельца и елецкой округи составляли в этот период одну треть всех кружевниц России, а по объему продаж елецкое кружево вышло на первое место. Красота и качество елецкого кружева получили заслуженное признание, как в России, так и за ее пределами. На международных выставках елецкое кружево вызывает неизменный восторг и получает высокую оценку специалистов. Награды разного достоинства получали елецкие кружева в Вене (1873), в Париже (1937), в Брюсселе (1958), в Монреале (1967), в Осаке (1970), в Москве (1994).
Лучшие образцы работ елецких кружевниц включены в коллекции ведущих хранилищ народного искусства, находятся во многих частных собраниях России и Европы.
Продолжение следует….

Наверх