Часть 2.
Другая судьба сложилась за годы советской власти у Казанского кладбища, чей некрополь был своеобразным отражением истории города.
До революции для соблюдения порядка на кладбище недалеко от церкви была построена особая каменная сторожка, где помещался приставленный городом полицейский «для наблюдения за благочинием на кладбище при скоплении народа, особенно в праздничные дни». Само кладбище обнесено кирпичной стеной. В одном месте, с левой стороны в отдалении от входа на кладбище, ровная, точно по линейке, стена имеет небольшой прямоугольный выступ. Для чего? Но бытует легенда, что за этим выступом покоится прах сына богатого елецкого купца, покончившего жизнь самоубийством. А самоубийц хоронили за пределами кладбищ. И когда возводили ограду, купец якобы упросил строителей оградить выступом могилу сына. Правда это или нет, сказать трудно… Но выпирающий прямоугольник до сих пор остается загадкой.
А рядом выходящая на улицу часть стены вся изрешечена пулями крупнокалиберных пулеметов. Это — свидетельство боев декабря 1941 года. На ограде мемориальная доска: на этом участке военных действий держали оборону наши бойцы.
В начале 1880-х для учебы в гимназии в Елец переехал будущий великий писатель Ваня Бунин. Он поселился в доме кладбищенского ваятеля, который делал памятники для этого кладбища. Спустя годы писатель упомянет некрополь в своих произведениях «Легкое дыхание» и «Зимний сад». Именно на нем он похоронит своих книжных героев.
На кладбище можно встретить имена и фамилии представителей всех сословий г. Ельца: дворян, крестьян, купцов, мещан, священников, военных, помещиков, как одиночные, так и семейные. Если от входа свернуть на правую боковую аллею, то через несколько метров взору предстанут могилы Д.И. Нацкого и членов его семьи. Дмитрий Иванович учился в Елецкой мужской гимназии вместе с И.А. Буниным и М.М. Пришвиным. Он оставил рукописи с воспоминаниями о жизни, которые в 2004 г. были опубликованы под названием «Мой жизненный путь». Это своеобразная энциклопедия почти полувековой истории Ельца.
Левая боковая аллея приводит к семейному захоронению Щепкиных, елецкой ветви прославленного русского актера М.С. Щепкина. Глава семейства — Николай Александрович — служил главным приказчиком имений русского писателя И. С. Тургенева, который стал крестным отцом его дочери Елены. Немного поодаль похоронены: отец почетного гражданина г. Ельца — художника Н.Н. Жукова, известные купцы Жаворонковы, многочисленные родственники композитора Т.Н. Хренникова. А еще на левой аллее, в отдалении, — там, говорят, до революции хоронили иноверцев — стоит обломок памятника прибалтийскому немцу Карлу Карловичу Кромбергу, который поставил в Ельце пивоваренное дело на высочайший уровень.
В центральной части некрополя привлекает внимание фамильный склеп, огражденный известняковой стеной с двумя столбами калитки. Он стал местом упокоения для многих представителей купеческого рода Петровых. Являясь купцами первой гильдии, они торговали зерном, мукой собственного производства, имели салотопенные и мыловаренные заводы, но главным делом жизни четырех поколений этой семьи стало строительство в Ельце величественного Вознесенского собора — «Малого Исаакия», как называли его горожане, сравнивая с грандиозным Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.
Особым почитанием у ельчан пользуются могилы священников Василия Хлебтовского, Александра Соболева, Иоанна Жданова, Владимира Соловьева, Александра Добродеева, Владимира Кавказского. Многие из них претерпели тюремное заключение и ссылки в годы борьбы нового строя с Православием.
Многие жители Ельца и других мест России знают, где похоронены родители святителя Иннокентия Херсонского — отец Алексий и матушка Акилина. Напротив был похоронен блаженный Косьма Студеникин — духовный друг святителя Тихона Задонского.
После перенесенных репрессий здесь обрели покой многие монахини, в том числе, игумения Знаменского женского монастыря Антония (Криворотова) с сестрами.
В северо-западной части некрополя, у кладбищенской стены, расположена братская могила елецких священников, арестованных и расстрелянных за свои убеждения в 30-е гг. ХХ в. О трагическом событии, происшедшем на этом месте, рассказала в начале 2000-х гг. сотрудникам Елецкого краеведческого музея В.М. Полева (в монашестве монахиня Михаила) — 86-летняя прихожанка Казанского храма. Благодаря ее усилиям были сохранены многочисленные захоронения на этом кладбище. Она поведала давнюю историю, которую услышала еще в молодости: «Однажды на то место, где теперь стоят кресты и памятник-аналой с раскрытым Евангелием, привели под конвоем местных священнослужителей. Дали им в руки лопаты и заставили вырыть яму, которая оказалась неглубокой, поскольку земля ещё не оттаяла. Священников расстреляли здесь же и забросали землёй. Невольными свидетельницами той расправы стали две ельчанки, которые стояли, спрятавшись за дерево». Они узнали «среди измождённых длинноволосых, бородатых людей ранее арестованного елецкого священника Виноградова, дело было под Пасху в пустом тогда северо-западном углу кладбища». Одной из этих двух ельчанок была соседка В.М. Полевой. С конца 50-х годов за этим местом захоронения стали ухаживать прихожанки Казанского храма.
В Ельце, как и в других городах, в разные времена жили необычные, глубоко верующие люди, считавшиеся у горожан прозорливыми. У них просили совета в житейских делах, просили молитв о своих близких. И сегодня не зарастает тропа к скромным захоронениям Наташи и Тихона, Иоанна, Матроны, Дарии.
Среди захоронений можно увидеть могилы ельчан — таких известных в городе врачей, как и Т.М. Волуйский, прошедший тяготы немецкого военного плена в годы Первой мировой войны; Д.Ф. Холодилов, служивший старшим полковым врачом 18-го гусарского Нежинского полка; В.А. Козлянинов, бывший полковым врачом в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
И как не рассказать о памятнике маленькой купеческой девочке — таком же маленьком, как она сама. Наверное, поэтому и не заметили его в свое время крушители могил. На черном мраморе надпись «Елецкая купеческая дочь Елисавета Аристарховна Нерепова родилась 27 августа 1866 года скончалась 4 июля 1879 года в 2 часа полуночи жития ея было 12 лет 10 месяцев и 13 дней». На макушку памятника кто-то положил яблочко. Значит, есть кому помянуть…
Немного поодаль, за Казанским храмом возвышается другой памятник из черного мрамора. Он установлен на могиле известного елецкого купца-промышленника И.И. Скуфьина, табличка с именем которого содержит почему-то только одну дату. Многие могилы оказались навсегда утраченными, в том числе, русского летчика-испытателя М.М. Золотухина, погибшего в Ельце, настоятеля Вознесенского собора протоиерея Н.И. Шубина. Это связано, в частности, с плотностью захоронений на территории старинного кладбища.
Особенно много испытаний выпало на долю елецкого некрополя в 30-е гг. ХХ в. Были разграблены захоронения, уничтожены или перенесены на другое место надгробия и памятники, пострадала родовая усыпальница почетных потомственных купцов Петровых, известняковые плиты легли в основу строящегося Каракумского моста. На сегодняшний день чудом сохранились Казанская церковь и часовня, некоторые купеческие памятники. Рядом с ними располагаются захоронения советского периода, гражданских лиц и военных. В годы Великой Отечественной войны Елец оказался в зоне тяжелейших боев и был оккупирован немецко-фашистскими войсками, а 9 декабря 1941 г. полностью освобождён.
Многих погибших и умерших от ран в госпиталях бойцов хоронили в братской могиле, расположенной в конце старого городского кладбища. Здесь покоятся 1333 человека, из которых неизвестным остался только 1 воин.
В 1970 г. Казанское кладбище было закрыто, и с каждым годом впечатление забвения его все усиливается. Многие могилы брошены и захламляются кучами мусора, который теперь не вывозится с закрытого кладбища. Многие могильные плиты потеряли за эти годы свои первоначальные места. Очень жаль, что единственный сохранившийся некрополь города — одно из посещаемых не только ельчанами, но и гостями города мест — находится в таком состоянии. Слава Богу, что у общины и служителей Казанской церкви хватило сил и средств для поддержания в достойном виде хотя бы самого храма.
Старанием священника Владимира Вылуска в 1980 г. был произведён ремонт церкви. Позднее силами бригады московских реставраторов частично проведены восстановительные работы, а над храмовой частью возведена новая главка в формах, характерных для конца XVIII в. В 2001 г. в Казанском храме проведён очередной ремонт, приведено в порядок и здание просфорни. С 1 сентября 1997 г. при храме действует воскресная школа для детей.
- Главная
-
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Колледж
- Абитуриенту
- Студенту
- Безопасность
- Автошкола
- СПО-успех
- Контакты
- Культурный дневник студента
- МЦПК в области железнодорожного, сельскохозяйственного и бытового обслуживания населения
- Интернет-приёмная