Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30


Версия для слабовидящих

 

№ 21 Спасовская-Рождественская церковь

17 декабря 2022 г.

Спасовская-Рождественская церковь – сер. XIX в. –ул. Ярославская.
Деревянная церковь рождества Христова с приделом Владимирской иконы Божией Матери, впервые упоминается в писцовых книгах 1628–1629 гг. в то время она находилась на месте современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 м. к юго-востоку от существующего сегодня каменного Христорождественского храма.
Храм Рождества Христова неоднократно упоминается в документах XVII столетия – писцовых книгах 1646 и 1678 гг., окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г.
Вместо первого, пришедшего в ветхость деревянного Христорождественского храма, в кон. XVII – нач. XVIII в. на его месте была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования. В 1730-х гг. она сгорела по неизвестной причине и около 20 лет не восстанавливалась.
18 апреля 1759 г. началось строительство новой деревянной церкви, которое завершилось в феврале 1760 г. 10 апреля 1769 г. деревянная церковь сгорела во время большого пожара.
Строительство нового храма велось в 400 м. от прежней деревянной церкви. Строительство нового каменного храма было завершено в необычайно короткие сроки для того времени. Освящение главного престола произошло в 1772 г. На рубеже XVIII – XIX вв. к храму была пристроена каменная колокольня. Но этот каменный храм простоял недолго, всего семьдесят лет.
Весной 1860 г. старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца первой гильдии Никиты Анисимовича Лагутина и других прихожан. К 1869 г. работы были окончены, и в том же году в храме был освящен левый придел во имя св. Пантелеймона. Главный престол во имя спаса Нерукотворного был освящен 6 июня 1871 г., правый придел в честь Воздвижения Животворящего Креста господня – 7 июня 1871 г. Так храм принял свой окончательный вид.
Причём построенные в разное время колокольню, трапезную и храмовую часть объединяет общее архитектурное решение: во многом чувствуется дух официального русско-византийского стиля. Объёмно-пространственная композиция почти в точности повторяет храмы К.А. Тона и, в частности, Вознесенский собор Ельца.
Спасовская церковь, кроме важной градостроительной роли — удержание композиции северной части городского центра, представляет архитектурный интерес и как памятник русско-византийского стиля, несущий черты классицизма.
Главной достопримечательностью и святыней Спасовского храма являлась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая с 1761 г. жителями Ельца и соседних уездов. У иконы с 1887 г. совершались чудеса: с 13 июня 1887 г. по 1891 г. зафиксировано было 60 чудесных случаев. С 1888 г. икону разрешали брать в дома прихожан. Для перевозки её по городу были пожертвованы два экипажа — зимний и летний — и особо устроенные носилки. Пред иконой ежедневно в храме совершались молебны с акафистом после литургии и вечерни.
Другая икона — Нерукотворного Спаса — была тем чудотворным образом, который уцелел в огне пожара 1769 г., спалившего старый деревянный храм. Согласно легенде, священник сгоревшей церкви отправился за утешением в Задонский Богородицкий монастырь к святителю Тихону, который сказал ему: «Храм сгорел — Спаситель остался. Возьми Спасителя — и иди с Ним по сбору пожертвований для сооружения нового храма». Священник тогда понял сказанное угодником Божиим лишь в переносном смысле, но, вернувшись на пепелище храма и найдя среди пепла и углей икону Спаса Нерукотворного, повесил её на грудь и стал собирать средства на строительство новой церкви.
Третья храмовая святыня — икона св. великомученика Пантелеймона с частицей мощей святого — была прислана в храм в 1869 г. с Афона.
Еще одной достопримечательностью храма были красивые Царские Врата с резными фигурами евангелистов и Благовещения в одном из иконостасов. Согласно преданию, пожертвованы они были царём Петром Великим елецкому купечеству, жертвовавшему на постройку судов для русского флота. В послереволюционное время они демонстрировались в Елецком антирелигиозном музее.
В 1903 г. приход Спасовского храма составляли 3655 жителей пригородных слобод — Александровской, Подмонастырской и Прокопной Поляны. По штату в церкви служили два священника, диакон и два псаломщика.
При храме с 1864 г. действовала церковно-приходская школа.
После революции 1917 г. Спасовская церковь разделила судьбу большинства елецких храмов. В 1922 г. в ней происходило изъятие художественных, исторических ценностей и серебряной утвари.
Храм прекратил действовать в первой половине 1930-х гг., скорее всего, после ареста и ссылки священника Николая Иоанновича Преображенского, служившего в храме с 1904 г. В 1937 г. «инвентарь Рождественской церкви, за исключением вещей антикварного значения», передали местному театру, что было прямым нарушением инструкции НКЮ 1918 г. и постановления ВЦИК: «…иконы, облачения, хоругви и др., имеющие специальное освящение, не могут быть изъяты для клуба, театра и т. п., но должны изыматься из молитвенного здания самими верующими».
Затем последовал приказ «об изъятии из ликвидированной церкви «Рождество» иконостасов, рам и других предметов, имеющих позолоту для … смывки золота представителем московского завода обработки металлов товарищем Полосиным … не позднее 14 декабря 1937 г.». Впоследствии здание Спасского храма много лет использовалось как складское помещение. В это время были утрачены четыре малые главки на храмовой части.
В 2005 г. Спасовском – Христорождественском храме, переданном общине Знаменского женского монастыря, возобновились богослужения. В настоящее время ведутся работы по восстановлению храма.

Наверх