Римско-католический костел и немецкая кирха.
В Ельце некогда стояли как православные храмы, так и римско-католический костёл, немецкая кирха (церковь) и синагога. Когда-то елецкая земля была границей между Русью и Ордой. Здесь проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Но, несмотря на это, никакие письменные документальные источники, говорящие о том, что в Ельце вплоть до середины ХIХ века стояли какие-либо иные храмы, кроме православных, до нас не дошли. То есть елецкая земля (со времён принятия христианства) — сугубо православная.
В XIV веке город был мононациональным. И оставался таковым до середины XIX века. Люди других национальностей стали заселять Елец после крестьянской реформы 1861 года. Тогда в округе появились евреи, поляки, немцы… В это время развивается промышленность. Многие предприниматели были иноземцами, хотя и являлись подданными Российской империи. Таковых — в большинстве своём: промышленников, медиков, юристов, торговцев, ювелиров, насчитывалось немного… Но в общественной жизни города эта небольшая «иноверная прослойка» играла значительную роль. Тогда-то и возникла у них идея поставить на своей новой родине римско-католический костёл, немецкую кирху и синагогу. Храмы появились примерно в одно и то же время и находились практически в центре города.
В документах нет ни одного свидетельства о притеснениях ельчан - инородцев не православной конфессии. Проблемы возникли в революционный период — те же самые еврейские погромы и так далее. Удивительные воспоминания о том времени оставил наш земляк писатель Михаил Михайлович Пришвин. Черноволосого курчавого мальчика солдаты приняли за еврея и вели к стенке расстреливать. Его спас кто-то из знакомых. Да и сам Пришвин чуть было не попал под «горячую руку». Его обвинили в поджоге риги ( хозяйственной постройка с печью для сушки и обмолота снопов зерновых культур, используемая в сельском хозяйстве до середины XX века), на самом деле подожженной каким-то дезертиром, обезумевшая толпа тащила его в огонь. И он, имевший прекрасное воспитание, но не менее прекрасно знавший эту толпу и ее язык, неожиданно для нее разразился такой хлесткой и отборной матерной бранью, что толпа просто опешила и оставила его. Видимо, признав «своим».
Тихон Николаевич Хренников вспоминал, что его семья в те годы приютила и тем самым спасла целое еврейское семейство. В своей автобиографии Николай Николаевич Жуков описывал события Гражданской войны. «Вокруг Ельца были частые бои. Страшным временем запомнились мне те дни, когда в августе 1919 года в Елец ворвались банды Мамонтова. Больше недели бушевали они, устраивая еврейские погромы. Я видел, как пьяная орава вооруженных мамонтовцев привязывала веревкой евреев к толстому дереву, клала к ногам солому, поджигала ее и заглушала визгом своих песен предсмертный их крик. Или как озверелые бандиты привязывали к хвосту лошади стариков, а потом галопом мчали по мостовой до речного моста. Позорно было видеть, как маленькое безголовое хулиганье шаталось по улицам, ведя за собой пьяных мамонтовцев, и указывало им на дома, где жили евреи. Под раздирающий душу крик детей и женщин тащили их погромщики из домов на улицу и устраивали зверские расправы. Рядом с нами жили два еврея-холостяка, и помню я, как мать в момент появления мамонтовцев на нашей улице, спрятала их обоих у себя в дровянике. Первый раз в жизни испуганно забилось мое сердце, когда солдаты вошли на наш двор и, рыская, стали приближаться к дровянику. Мать с иконой в руках стояла на крыльце и ловко сумела отвлечь погромщиков, не допустила тщательного обыска и этим спасла перепуганных евреев, которые после ухода бандитов в полуобморочном состоянии вылезли из-за поленницы дров».
После установления атеистической советской власти елецкая синагога была превращена в баню. В конце шестидесятых годов прошлого века она обрушилась аккурат перед майскими праздниками. Под руинами погибли десятки ельчан. Синагогу снесли. А заодно… и несколько православных храмов. Теперь на её месте — кирпичное здание с офисами и магазинами.
Немецкой кирхе «повезло» больше. Само здание сохранилось. Дело в том, что церковь стояла на территории пивзавода Кронберга. После принятия страной атеистического вероисповедания в кирхе была пивная. Но не так давно местный предприниматель открыл в церкви магазин стройматериалов и полностью изуродовал здание храма... Стоит сказать, что храм является объектом культурного наследия. Согласно решению суда, собственник должен был вернуть старый облик сооружению до 2021 года, но, как мы видим, этого не произошло.
Римско-католический костёл свв. Апостолов Петра и Павла, находится на ул. Пушкина, 69. В 1941 году в здание попала бомба и оно было частично разрушено. В 1947 году перестроено немецкими военнопленными в жилой дом. К настоящему времени здание сильно изменилось: высокая готическая стрельчатая кровля и башенки утрачены, стрельчатые оконные проемы заложены до прямоугольных, оконный круглый проем заложен, надстроен второй этаж, в нем прорублены прямоугольные оконные проемы, стрельчатый главный вход в костел со стороны ул. Ленина заложен, декоративные элементы сбиты.
От первоначального декора сохранились основания четырех фланкирующих периметр здания высоких башен - в уровне второго этажа ниши со стрельчатым завершением, над ними небольшие ниши круглой формы.
Здание состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения.
- Главная
-
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Колледж
- Абитуриенту
- Студенту
- Безопасность
- Автошкола
- СПО-успех
- Контакты
- Культурный дневник студента
- МЦПК в области железнодорожного, сельскохозяйственного и бытового обслуживания населения
- Интернет-приёмная