Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30


Версия для слабовидящих

 

Сызрано-Вяземский вокзал

23 сентября 2023 г.

К концу XIX века Елец становится крупным узловым железнодорожным центром. Через город проходили Орловско-Грязинская (1868-1870) и Елец-Валуйская (1897) линии Юго-Восточной железной дороги, Лебедянь-Елецкая ветка (1892) Рязанско-Уральской железной дороги. А 15 декабря 1874 года открывается новая, почти двухсоткилометровая железнодорожная ветка Узловая-Елец Сызрано-Вяземской железной дороги. Дорога проходила от Сызрани до Вязьмы по территории Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской губерний. Тогда дорога эта принадлежала частному обществу и называлась Ряжско-Вяземской железной дорогой.
В том же, 1874 году, в Ельце появилась новая станция “Елец-Товарная“, состоящая из целого комплекса сооружений: здание вокзала, склады (пакгаузы), деревянные дома казенных железнодорожных служащих.
В те времена вокзал "Елец-Товарный" жил полной вокзальной жизнью. Помимо грузов, он радушно встречал пассажиров. В нём были касса, залы ожидания для пассажиров II и III класса, буфет, а также кубовая - помещение, где кипятилась вода. Много раз Сызрано-Вяземский вокзал приветствовал Ивана Алексеевича Бунина, приезжавшего в город своего детства. Позже в народе вокзал получил ещё одно название - "Бунинский".
Помнил он и Константина Георгиевича Паустовского. Тот приехал в город поездом 5 января 1917 года (по старому стилю), в канун Крещения, и провел в городе весь день. В Елец 24-летнего Паустовского привело желание увидеть город отрочества и юности И.А. Бунина, книгами которого он "заболел" еще в гимназические годы в Киеве. Вот каких интересных людей довелось увидеть вокзалу…
Подули ветры революционных перемен, наступали новые времена. Жизнь Сызрано-Вяземского вокзала тоже стала меняться. Всё реже и реже встречал он пассажирские составы - люди теперь приезжали на станцию "Елец-Главная", но к нашему вокзалу все ещё приходили товарные поезда, а его складские помещения по-прежнему хранили различные грузы. Вокзал продолжал жить.
А потом движение по рельсам прекратилось совсем. Даже товарные поезда спешили теперь к другим вокзалам. А Сызрано-Вяземский, всё ещё сохранявший былую красоту и полный вокзальных сил, был отправлен "на пенсию".
В разные годы в нём были сперва общежитие, позже, после войны в бывшем вокзале разместился детский дом, а потом здесь устроили коммунальные квартиры. Внутри большое здание разделили на маленькие комнаты. От больших залов ожидания остались только колонны, вмонтированные в стены коммуналки. Высокие потолки в четыре с половиной метра с красивым обрамлением подсказывали, что люди живут не в обычном общежитии. О том, что помещение принадлежало вокзалу, жильцы знали по примыкающим к дому рельсам, по которым изредка ходил локомотив.
Жильцов дома бывшего вокзала несколько лет назад расселили, и состояние значительно ухудшилось. Былой красавец с центральной краснокирпичной частью, с трехмерным рельефом фасада, с нишами окон, карнизами и множеством иных элементов декора, выложенного специальными фигурными кирпичами, с двумя деревянными крыльями, когда-то богато украшенными резным деревянным кружевом, сегодня совсем запущен.
Немало пришлось испытать Сызрано-Вяземскому вокзалу. Через него, как через игольное ушко, проходил щедрый на потрясения XX век. И хоть наш вокзал давно уже не используется по прямому назначению, но он нет-нет, да вспоминает лучшие времена, когда у перрона под парами стоял поезд и дежурный по станции в красной фуражке, звоня в колокол, зычным голосом объявлял: "Второй звонок на Ефремов, Волово, Тулу!"
Здание вошло в список объектов культурного наследия города Ельца.

Наверх