Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30


Версия для слабовидящих

 

Технические железнодорожное училище им. имп. Александра ll.

11 ноября 2023 г.

Техническое железнодорожное училище открылось в Ельце в 1869 году при мастерских Орловско-Грязской железной дороги и носило имя императора Александра II.
Это было первое в России специальное учебное заведение, готовившее средний технический персонал для железнодорожного транспорта: начальников станций и их помощников, машинистов, техников и мастеровых по ремонту подвижного состава и пути, телеграфистов. Выпускникам присваивалось звание техника II разряда.
Железнодорожное училище было частным, так как создавалось на средства предпринимателя, известного железнодорожного деятеля С.С.Полякова.
Для училища был построен целый комплекс строений. В главном корпусе имелись не только классы для занятий, библиотека и кабинеты для руководства, но даже небольшая домовая церковь во имя Александра Невского. Другие здания — каменные учебные мастерские и общежитие на 70 мест, деревянные дома для начальника и служащих училища, баня, ледник — были выстроены к 1871 г. На территории училища, занимавшей площадь 1,33 га, был разбит сад с фонтанами, сооружен гимнастический городок.
Преподаватели училища уделяли огромное внимание практическим занятиям в учебных мастерских. Прикладной характер носило преподавание не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин.
Принимали в училище только русских подданных в возрасте от 14 до 17 лет, в основном детей железнодорожных служащих. Численность учащихся в разные годы составляла от 90 до 100 человек. Ежегодно выпускалось более 30 специалистов. Обучение продолжалось 3 года, а для дальнейшего совершенствования в избранной специальности выпускники, завершившие полный курс обучения, проходили двухлетнюю практику на железных дорогах России.
В 1891 году сын учредителя Даниил Самуилович Поляков безвозмездно передал училище со всеми постройками и капиталом (в размере 30 тыс. руб. серебром, проценты с которого шли на содержание училища) в ведомство российского Министерства путей сообщения.
В 1930 году учебное заведение обрело статус техникума железнодорожного транспорта. В то время он ежегодно выпускал уже 100 — 120 специалистов, так нужных стране в период индустриального роста.
С началом Великой Отечественной войны ЕТЖТ продолжал готовить кадры для советских железных дорог, несмотря на то, что из его стен ушли на фронт многие педагоги и учащиеся.
В апреле 1942 года учебный корпус техникума сильно пострадал от прямого попадания немецкой авиабомбы. Занятия пришлось перенести в здание школы № 20 (ул. Мира, 44). А летом того же года ЕТЖТ был эвакуирован из Ельца — сначала в Саратов, а затем в Удмуртию, в город Можгу. В Елец техникум вернулся в августе 1943 года. После Великой Отечественной войны историческое здание было надстроено: центральная часть четвертым этажом, боковые крылья третьим этажом. Первоначально фасады оставались кирпичными, после войны их оштукатурили.
В 1952 году учащиеся и преподаватели перешли в новое, специально построенное здание — нынешний главный корпус техникума с его классическими портиком и колоннами. В настоящее время это учебное заведение является филиалом РГУПС, занимает площадь три с половиной гектара.
Здание первого в России железнодорожного училища состоит на охране государства как памятник истории регионального значения. Оно сооружено в стилевых формах эклектики, является образцом постройки последней трети XIX в., выполненной для технического учебного заведения.

Наверх