Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»

г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 30

Версия для слабовидящих

Курская магнитная аномалия

25 февраля 2024 г.

Всем известно, что магнитная стрелка компаса всегда показывает на север. Но есть на Земле места, где компас буквально сходит с ума. В России – это Курская магнитная аномалия (КМА) – самый большой железорудный бассейн в мире. Она находится на территории трёх областей: Курской, Белгородской и Орловской. По современным оценкам запасы железной руды в этих местах составляют более 200 млрд тонн. Это примерно половина всей железной руды, которая содержится в недрах нашей планеты.
Впервые на непонятное поведение компаса под Курском обратил внимание академик П. Б Иноходцев в 1773 г. В 19 веке исследования КМА проводил русский геофизик Эрнест Лейст, а в 20 веке советское руководство доверило геологические изыскания геофизику Петру Лазареву. Именно он открыл здесь месторождение железной руды в 1923 г.
Эксплуатация железорудных месторождений КМА открытым способом ведется тремя горно-обогатительными комбинатами: Лебединским, Михайловским и Стойленским.
С Курской магнитной аномалией связано огромное количество интересных фактов. Здесь часто бывают шаровые молнии, люди видят необычные светящиеся круги на небе. Также, по словам очевидцев, на полях появляются странные узоры.
Учёные установили, что геомагнитное поле негативно влияет на здоровье местных жителей: ослабляет иммунитет и создаёт благоприятные условия для распространения инфекционных заболеваний. Дело в том, что иммунная система постоянно находится в состоянии напряжения и, если человек заболевает, организму сложнее справиться с недомоганием. Микробов Курская магнитная аномалия, наоборот, поддерживает. Были изучены возбудители дизентерии и сальмонеллеза в этой зоне. Ученые смогли установить, что у них повышенная способность вызывать заболевания и имеется устойчивость к лекарственным препаратам.
Из-за этой аномалии происходят отклонения в экосистеме: огромное количество железной руды способствует значительному снижению поверхностных и подземных вод, которые образуют пониженное давление водного горизонта, вследствие чего оседает земная кора и образуются открытые карьеры и котлованы. Все это оказывает негативные последствия для экологии на данной территории.
В фермерских хозяйствах, находящихся вблизи этой зоны, урожайность на 10–15% ниже, чем в соседних областях со схожей почвой и климатом и нормальным магнитным полем.
Аномалия скрытна, хитра, недоступна и прожорлива. Вместе с тем она величественна и впечатляюща. Перед глазами человека, оказавшегося рядом, сегодня предстают грандиозные рукотворные кратеры горно-обогатительных комбинатов. Гигантские карьерные самосвалы кажутся крохотными игрушками на спиральных ступенчатых уступах конусов железорудных выработок.
В последние годы все более популярным становится промышленный туризм.
Например, посетив Михайловское железорудное месторождение Курской магнитной аномалии, вы сможете оценить масштаб карьера глубиной с небоскрёб, увидеть за работой громадные машины и механизмы и узнать для себя много интересного.