Дворянское гнездо Пальна-Михайловка. Стаховичи
Александр Александрович Стахович (1830-1913 гг.), крупный помещик Елецкого уезда, один из главных деятелей по развитию коннозаводства и рысистого спорта Старой России.
В имении Пальна (сегодня это д. Пальна-Михайловка Становлянского района) располагался его конезавод, основанный в 1840-х гг.
В паленском заводе было получено множество выдающихся рысаков, победителей и призеров Всероссийских бегов.
Помимо практической работы А.А. Стахович зарекомендовал себя видным теоретиком рысистого коневодства, часто выступая со страниц ведущих специализированных журналов, являлся редактором издания «Книга рысистых лошадей». Есть сведения, что скульптор П.К. Клодт (1805-1867 гг.), создавая 4 конных группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, использовал образы лошадей паленского завода.
20 мая 1862 года в семье Александра Александровича Стаховича родилась девочка, названная Софьей. Она прожила долгую и яркую жизнь, начав ее в качестве фрейлины двух последних российских императриц - Марии Федоровны и Александры Федоровны, и завершив свой земной путь в 1942 году уже в советской Москве, где работала после 1917 года в музее Льва Николаевича Толстого.
Софья Александровна была незаурядной личностью и оставила яркий след в отечественной культуре и общественной жизни, как и многие представители дворянского рода Стаховичей.
Дядя Софьи Александровны, Михаил Александрович (1820-1858), выпускник словесного отделения Московского университета, был известен в литературных кругах как поэт и драматург, автор пьес «Ночное» и «Святки», собиратель местного фольклора и автор исследования «История, этнография и статистика Елецкого уезда» (Москва, 1858 г.). Он был другом П.В. Киреевского, семьи Аксаковых, Н.С. Лескова, на задуманный им, но нереализованный сюжет повести «Похождения пегого мерина» Л.Н. Толстой написал повесть «Холстомер», посвятив его Михаилу Александровичу. Этот сюжет после трагической смерти брата подарил графу Толстому Александр Александрович. Он более 50 лет был дружен с Л.Н. Толстым и передал эту дружбу своим детям – Михаилу Александровичу и Софье Александровне.
Михаил Александрович «младший» (1861-1923), общественный деятель, предводитель орловского губернского дворянства в 1895-1907 годах, член Государственного Совета, депутат 1-й и 2-й Государственной Думы, был, по воспоминаниям современников, одним из лучших ораторов земских и дворянских собраний. Имея эффектную внешность, будучи хорошо, хоть и несколько поверхностно образован, он был блестящим светским человеком. В нем удивительным образом уживались монархист и либерал до 1905 года, когда он стал одним из организаторов «Союза 17 октября» и лидером «октябристов» в 1-й Государственной Думе. Князь В.А. Оболенский в своих воспоминаниях «Моя жизнь. Мои современники» так определил фигуру М.А. Стаховича: «Не знаю, были ли у него определенные политические убеждения. Мне казалось, что он их приспособляет к стилю свободомыслящего фрондера-аристократа, к стилю, казавшемуся красивым его эстетической натуре. Он как-то умел соединить дружбу со Львом Толстым и симпатию к его учению со светской жизнью, кутежами, камергерским мундиром и дворянской гордостью. Утверждал, что он сторонник самодержавия, а произносил свободолюбивые речи. Помню, как одну из них на каком-то дворянском съезде он закончил такой эффектной фразой: «Исконный девиз русского дворянства таков: за Бога – на костер, за царя – на штыки, за народ – на плаху». А Лев Толстой, как мне рассказывали, прочтя в газете эту пышную фразу своего молодого друга, иронически добавил: а за двугривенный – куда угодно». После падения монархии в 1917 году он был назначен Временным правительством сначала генерал-губернатором Финляндии, затем послом в Испанию. В советскую Россию Михаил Александрович не вернулся, доживая свой век во Франции и оставшись в истории как «великолепный Михаил Стахович».
Не менее известной и одаренной личностью был еще один сын Александра Александровича – Алексей Александрович Стахович (1856-1919), блестящий адъютант великого князя Сергея Александровича, отставной генерал, один из директоров-учредителей Московского художественного театра, а потом и его актер. По свидетельству князя С. М. Волконского, «...Стахович был талантливой натурой…он чувствовал искусство ...». В кино А. А. Стахович начал сниматься в 1915 году, в период «детства русского кинематографа». К сожалению, все эти фильмы не сохранились до наших дней.
Трагический финал жизни Алексея Александровича (покончил жизнь самоубийством 13 марта 1919 г.) был ударом и потрясением для многих знавших его людей. "Станиславский закончил посвященное его памяти слово так: "Очутившись после дворца в своей собственной кухне, вдали от детей, лишенный всего имущества, потерявший здоровье, почувствовавший старость, усомнившийся в своих силах для дальнейшей работы, он боялся стать в тягость другим, впал в тяжёлую меланхолию и мечтал о смерти как об единственном выходе. Он жил как артист и эстет, а умер как военный, который не хочет сдаться". Похоронен А. А. Стахович на Новодевичьем кладбище Москвы.
Усадьба Стаховичей Пальна видела у себя многих выдающихся деятелей культуры – литераторов, артистов, художников. В 1891 году приезжал туда И.Е. Репин, друживший с Софьей Александровной. Усадебный парк вдохновил художника на написание картины «Пальна. Вид с балкона», а во время посещения конного завода он сделал карандашный набросок жеребенка с кобылицей. Помимо того, Илья Ефимович написал известен портрет самой Софьи Александровны. По легенде, побывал в усадьбе и Пушкин. По дороге в Арзрум на Русско-турецкую войну он повернул на Елец. «До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской», — писал он в своем дневнике.
В усадебном парке на берегу реки, где вроде бы сидел, отдыхая, Пушкин, установили один из первых в России памятников великому поэту. Рос там и большой дуб, якобы посаженный Пушкиным при посещении усадьбы. Он очень оберегался Стаховичами. Когда от удара молнии ствол треснул, его замазали специальным раствором и скрепили обручами. После революции крестьяне по невежеству приняли скульптуру Пушкина за родственника Стаховичей и сбросили ее в реку. Позже хватились искать, но так и не нашли. Сейчас на месте памятника стоит гранитный камень. В 2000 году елецкий скульптор Николай Кравченко воссоздал монумент по сохранившимся воспоминаниям. Сейчас памятник Пушкину находится не в усадебном парке, а возле местной школы.