14 января 2024 г.
Сегодняшний день мы посвятим рассказам о строительстве БАМа, грандиозном в масштабе не только истории российской, но и мировой.
Байкало-Амурская магистраль - железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, протяжённостью 4324 км, преимущественно в необитаемой и непроходимой до сих пор местности. Это дорога среди суровых хребтов, по вечной мерзлоте, на широких просторах Сибири, одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
Железная дорога проходит примерно в 610—770 км к северу от Транссибирской магистрали и параллельна ей. Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, среди которых Лена, Амур, Зея, Витим, Олёкма, Селемджа и Бурея. Всего БАМ пересекает более 3500 водотоков, через которые проложено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит через более чем 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и посёлков.
Трасса магистрали расположена (в основном) в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов, в том числе Байкальский, Северо-Муйский, Кодарский, Удоканский, Туранский, Дуссе-Алинь и Сихотэ-Алинь. Высшая точка пути - Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов.
На трассе дороги пробито десять тоннелей: Коршуновский (950 м), Байкальский (6685 м), Мысовые тоннели (414 м, 1843 м, 1706 м, 1344 м), Северомуйский (15343 м), Кодарский (1981 м), Дуссе-Алиньский (1852 м) и Кузнецовский (3890 м), среди них самый протяжённый в России Северомуйский тоннель.
БАМ почти на 500 км короче Транссиба на участке от Тайшета до морского порта Ванино. Его стратегическим преимуществом перед Транссибом также является прохождение линии в глубине страны, на расстоянии 700—1000 км от государственной границы.