3 июня 2022 г.
Канамат Хусеевич был третьим ребенком в большой семье Боташевых. Профессиональных военных в роду у Канамата не было, но после школы он твердо решил попасть на флот. Когда в Нахимовское училище в Севастополе его не взяли, Канамат поступил в Астраханскую мореходную школу. Но через год год домой пришла неожиданная телеграмма из Ейска: «Хусей! Я - курсант летного училища». - Ты можешь быть кем угодно: моряком, дворником, летчиком, такелажником, но ты должен быть лучшим, - написал ему отец в ответ. Канамат основную часть времени проводил у жившей в соседнем доме двоюродной бабушки - Мукуят с мужем, своих детей они не имели и попросили отдать мальчика им на воспитание.
Променять море на небо Канамат решил после того, как на сборах в Краснодарском крае познакомился с курсантами, у которых уже был опыт полетов на реактивных учебно-боевых самолетах. Тогда как раз проходил отбор кандидатов в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени Комарова. С тех пор Боташев не расставался с небом вплоть до 28 июня 2012 года...В тот роковой день Канамат Боташев, дослужившийся к этому времени до звания генерал-майора и командовавший полком гвардейской авиабазы в Воронеже, находился на аэродроме «Бесовец» в Карелии, где руководил летно-тактическими учениями. Самому ему подниматься в небо было нельзя - в 2011 году он самовольно сел за штурвал Су-34, не имея на то специального допуска и соответствующей квалификации, за что и получил дисциплинарное взыскание в виде отстранения от полетов, но слишком уж хотелось Боташеву опробовать Су-27. Он уговорил командира экипажа, своего друга полковника Евгения Олейника, взять его с собой, и уже на высоте взял управление на себя. Задача стояла - разведать погоду. Летчик же стал выполнять простые маневры - развороты, виражи, «бочки». А уже идя на снижение, ему захотелось показать «колокол» - фигуру высшего пилотажа, во время которой на нулевой скорости самолет приводится в положение носом вверх, после чего опрокидывается носом вниз, как будто раскачивается колокол. Довести маневр до конца Боташев не смог. Самолет вошел в штопор, но Канамат смог успешно совершить посадку. Второе чудо в жизни Боташева не случилось... Осознавая безнадежность ситуации, пилоты благополучно катапультировались, а самолет разбился в 100 метрах от жилых домов. Канамат получил 4 года условно, штраф в 5 миллионов и ушел в отставку. Все эти годы он выплачивал деньги из своей пенсии. До авиакатастрофы К. Боташев находился в резерве Министерства обороны РФ и готовил передачу командования воронежской 7000-й авиабазой, и он мог бы спокойно завершить карьеру.